1 – блок управления М 1.5.4 двигателем
9 – разъем диагностики
2 – датчик фазы
10 – реле системы управления двигателем
3 – датчик частоты вращения и синхронизации
11 – реле топливного насоса
4 – датчик положения воздушной дроссельной заслонки
12 – регулятор холостого хода
5 – датчик детонации
13 – форсунка
6 – датчик массового расхода воздуха
14 – катушка зажигания
7 – датчик температуры охлаждающей жидкости
15 – свеча зажигания
8 – датчик температуры воздуха во впускной трубе
Двигатель ЗМЗ–406 Волги ГАЗ-3110 имеет микропроцессорную систему зажигания (МСЗ), включающую в себя блок управления впрыском топлива и системой зажигания,
катушками зажигания (двумя), типов 30.3705 или 301.3705 и проводов высокого, а также низкого напряжения. Место установки МСЗ - салон автомобиля в его
правой части под торпедо, где он легкодоступен и хорошо защищён от осадков, коррозии и т.д. Катушки системы зажигания находятся на крушке головки блока
цилиндров. Датчики, закреплённые на двигателе, дают сигнал для блока управления МСЗ. По этим сигналам МСЗ оперативно изменяет угол опережения зажигания,
благодаря чему двигатель развивает максимальную мощность и достигается максимальная экономия бензина. Помимо этого, улучшается экологичность двигателя.
На картинке выше - электрическая схема системы управления двигателем Волги ГАЗ-3110.
Моторы ЗМЗ–402 и ЗМЗ–4021 имеют бесконтактную систему зажигания, включающую в себя транзисторный коммутатор, распределитель зажигания 19.3706 со встроенным
датчиком Холла, катушки зажигания типа Б116 или Б116–01, свечей, а также провода высокого и низкого напряжения. Распределитель зажигания выдаёт импульсы
напряжения, поступающие в коммутатором, в котором они преобразуются в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания, благодаря чему и возникает искра в
нужной катушке зажигания.